Козаки

Возрастная психология и духовная жизнь

Доклад на международном съезде организаторов и руководителей православных детских и юношеских лагерей, организованном всемирным братством православной молодежи «SYNDESMOS» в Репино, Российскская Федерация, 26 июля – 2 августа 2002 г.

 

Зверева Т.И., кандидат пед.наук.

Прежде чем начать свой доклад я хочу сказать, что в настоящее время существует много различных психологических школ по своему определяющих  этапы развития ребенка и причины лежащие в основе этого развития. Это и психоанализ Фрейда (психосексуальное развитие отождествлял  с развитием личности), эго-психология американского психолога Эриксона –  (основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества), логическая система  швейцарского ученого Пиаже  (этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые последовательно проходит ребенок) и другие. Я не буду их все перечислять.  Все они к сожалению, не учитывают   самого  главного,  то, что духовное начало в ребенке есть образ Божий , то есть начало личности, укоренено в Боге-Творце. Тема детства, поэтому есть  развитие начала личности, развитие духовных ее сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции.  

Когда мы говорим о развитии, должны помнить о различии личностного,  укорененного в Боге (в дальнейшем в докладе употребляется именно в этом значении) и природного  (психофизиологического, эмпирического) бытия в  человеке. Об этом в своих трудах писал   выдающийся русский ученый, философ, психолог, педагог, протоиерей  Василий Зеньковский. Многие годы его имя было предано забвению в России, но слава Богу сейчас мы имеем счастливую возможность познакомиться с богатейшим наследием нашего великого соотечественника. Его труды по философии, педагогике, психологии в настоящее время очень востребованы, так как отражают накопленный опыт духовного развития личности в условиях современного  секуляризованного мира.  Отец Василий много внимания в своих работах уделял возрастной психологии,  а именно этапам духовного развития ребенка.  Не случайно  здесь на семинаре по организации летнего отдыха детей звучит это имя. О. Василий стоял у истоков РСХД, он много сил положил на организацию первых православных лагерей для детей и молодежи.     

Отец Василий Зеньковский пишет: "Наследственность физическая, культурная, социальная, все, что обволакивает дитя с ранних лет и определяет содержание и формы опыта, — все это мы преднаходим, единосущие покрывается плотной оболочкой характера, слагающегося в то время, когда мы еще не владеем собой".  Последняя мысль как раз и вскрывает специфику духовного развития в детстве, — хотя в ребенке идет уже глубокая духовная жизнь, но он не является еще ее сознательным "субъектом", еще не участвует активно в этом процессе самосозидания перед Богом. Такая "закрытость" духовного творческого начала в человеке в первый ( и немалый) период его жизни является одной из тех задач, которые ставит перед человеком Творец, — только сформировавшись как психофизическое существо, как член определенного общественного организма, человек открывает в себе личностное начало.

По каким же линиям развивается отмеченный "конфликт" личности и природы в ребенке?

В глубине духовной жизни, в самом сердце находятся у человека два полюса (добра и греха), однако образ Божий, хотя бы и "отодвинутый" и "бессильный", — остается таким же, каким его Бог дал при сотворении человека. В детстве,  образ Божий проглядывается в детской душе наиболее ярко. Зло и грех, хотя и реальны, но слабы и ничтожны, и потому сквозь их темную преграду видно сияние образа Божия.  В восприятии и понимании детства — ключ к тайне человека..

Если образ Божий  есть то, что возвышает человека над всем тварным миром и дает ему возможность вечной жизни, "есть ядро и суть человека", то, педагогические усилия, воспитание детей и подростков должно освобождать в них действенность внутреннего ядра, должно преодолевать то, что уводит человека от "единого на потребу". Развитие внутренней жизни, развитие постоянного связывания жизни с тем, что заповедал Господь, — есть жизненная задача каждого из нас, есть и основание всякого вхождения в детскую душу.

Есть нечто в ребенке, заслоняющее сияние образа Божия, умаляющее действенность этого внутреннего ядра. Следовательно, духовная жизнь с самого раннего детства находится в некоем "расстройстве", которое требует, во-первых, его осознания и уврачевания через благодатную помощь Церкви,  а во-вторых, пока это осознание еще не наступило, требует определенной помощи формирующейся личности со стороны взрослых. Поэтому общим принципом педагогического процесса является позиция "служения" учителя своему меньшему брату, передача ему своего опыта раскрытия этой "действенности внутреннего ядра".

Важно понять, в чем действительно нуждается ребенок, как протекает его духовная жизнь, чтобы наша помощь оказалась действенной. Во-первых,  надо учитывать  сложность происходящих при формировании личности процессов.  Это подтверждает продолжительность периода детства у человека ( вызванная не биологической необходимостью, а чем-то другим). Главной задачей становления является формирование "тончайшего механизма" духовно-социальной организации, лежащей выше психофизической сферы (эмпирии).

Второй аспект  процесса становления человека, это понимание иерархической структуры человека, но не в коем случае гармонической. Это значит, что  развитие одних функций находится в зависимости от развития других, что замедленность или, наоборот, усиленное развитие одной функции гибельно отражается на других. Есть функции первичные, основные, есть функции вторичные, производные. К первичным функциям относится безусловно религиозная сфера человека.

Следовательно, значимость тех или иных процессов психо-физического развития неоднозначна, все это укоренено в таинственной духовной жизни, идущей в глубине детской души. Поэтому задача нашей помощи приобретает определенные черты, «задачи воспитания должны быть поняты как сознательное вмешательство в тот таинственный процесс психического развития, благодаря которому раскрывается индивидуальность» (В.В. Зеньковский). Как отделить существенное от несущественного, глубокое от поверхностного, если даже за всю жизнь не происходит полного разделения основного и случайного в человеке? Готового рецепта нет, только творческий настрой педагога на сердце ребенка, поможет ему в этой работе. Однако взаимодействие развивающихся психических функций и пластов духовной жизни порождает еще одну трудность в своем становлении: "в развитии человека постоянно имеет место аритмия, дисгармоническое несоответствие одних сторон другим" (В.В. Зеньковский . На пороге зрелости). Таким образом, является очевидным тот факт, что созревание человеческой "эмпирии" (всего, что относится к природной (психо-эмоциональной сфере человека) ) происходит постепенно при следующих особенностях этого процесса:

       в органическом единстве  с предзаданностью, имеется ввиду (генетическая, культурная,  социальная составляющая), здесь уместно вспомнить русскую поговорку «Из поросенка лебедя не сделаешь» ;

       формирующиеся функции соотносятся иерархически (имеют разную значимость).

       процесс развития является гетерохронным.

Но как все это может быть связано с духовным становлением личности?

Центр тяжести лежит не просто в развитии эмпирии ребенка, но в соотносительном и целостном сочетании зреющего духа и его эмпирии. В различном соотношении этих двух сфер в человеке и лежит источник различия фаз в развитии ребенка, — а сама последовательность этих фаз определяется  устремлением духовного начала к выражению в эмпирию.

Надо помнить о том, что духовная жизнь непроизводна, то есть не рождается, не созидается эмпирическими процессами в душе или теле. Но она все же нуждается для своего развития (развития в тварном существе, каким является человек) в эмпирическом материале, которым опосредуется развитие духовной жизни.

Еще один важный тезис здесь состоит в том, что духовное начало стремится выразить себя через эмпирию, в результате чего базисом правильно построенной психологии и педагогики является инструментальное понимание значимости эмпирической сферы (как часто выражались святые отцы, "тело есть орган души").

В чем же состоит главное содержание таинственной сферы духовной жизни, актов свободы? "По своему единосущию со всем человечеством, — отвечает Зеньковский, — дитя приходит в мир с тем раздвоением духовной жизни, которое образует основу греховности, — оно подобно первозданному человеку, не каким он был в раю, а каким он был по изгнании его из рая" . В связи с таким пониманием духовной жизни в человеке необходимо, для правильного понимания воспитательной проблемы, использовать  положение антропологии Зеньковского — о закрытости духовной жизни для эмпирического "я".

 "…Дух движется к преодолению двойственности, к восстановлению целостности лишь в свободе. Акты свободного преодоления изначальной двойственности выражаются в горячей, вдохновенной обращенности духа к Богу, что не может быть актом нарочитым, но должно в тайне свободы зажигать душу и преображать ее… Истинный рост духовный, преодоление внутренней раздвоенности, победа над злом никогда не является поэтому всецело делом нашего "я" — здесь действует и Бог: свобода в нас реализуется лишь как богочеловеческий процесс, то есть в сочетании с благодатью… Свободу нельзя искусственно стимулировать: ее лучшим условием является смирение, как ожидание благодатного осенения" (В.В. Зеньковский).

Таким образом «развитие личности ребенка, идет в трех направлениях — развитие своеобразия, основных сил, творческого начала в ребенке, — развитие в нем исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы, — развитие связи его с социальной средой, через усвоение языка. Все это не просто "духовное развитие", но целостная жизнь,— образ Божий, "божественная искра" одушевляет эмпирическое развитие, с которым связывает свою судьбу, свой крест" (В.В. Зеньковский). Таким образом, проникновение в сущность происходящих в ребенке духовных процессов  приводит нас к теме Церкви, к необходимости благодатной божественной помощи в процессе незримого раскрытия образа Божия сквозь непросветленную оболочку природного начала.

Выше уже отмечался тезис о. Василия о том, что ребенку, так же, как и взрослому, свойственна иерархическая конституция всего его существа. Однако важно понять, что соотношение психических сил (в первую очередь, в силу принципа гетерохронности) у него иное, чем у взрослого.

Первая особенность детства состоит в том, что оно есть постепенный выход на путь свободы, есть овладевание разными сферами своих отношений со всеми сферами бытия. И прежде всего это осуществляется на физическом, телесном уровне. "Дитя медленно, шаг за шагом овладевает своим телом, приобретая тем волевой опыт, раскрывающий перед ним путь свободы, столь связанной с волевой сферой. С этой стороны развитие ребенка есть постепенный выход на путь свободы, овладение ее даром" (В.В. Зеньковский). Овладение свободой тесно связано с наличием функции волевой регуляции, которая и вырастает сначала на основе физической активности. Святитель Феофан Вышеский Затворник в этой связи советует, как можно раньше начать ребенка закаливать приучать его к простой пище и одежде.

Второй сферой психологического становления ребенка является сфера мышления. По словам Зеньковского, детский интеллект "медленно" овладевает своей темой, накапливая материал для познания, врастая в различные формы мышления, овладевая огромным культурным наследием. В связи с этой проблемой, отмечал он в одной из ранних работ, "вмешательство воспитателя состоит в том, что он сокращает собственную работу ребенка, помогая ему, усвоив прежнюю работу человечества, не повторять, а продолжать ее" (В.В. Зеньковский). Овладение всеми формами мышления и многообразным культурным наследием эпохи является необходимым условием для того, чтобы ребенок мог стать самостоятельным, чтобы мог сам творить свою жизнь. Кроме того, в ребенке есть удивительная интуиция смысла, наличия смысла во всем бытии.

Третья своеобразная черта детства тесно связывается Зеньковским с двумя вышеназванными. "Медленное созревание воли и интеллекта уже само собой создает для эмоциональной сферы условия большего развития и действия, чем у взрослых. Дети экспансивнее, непосредственнее, горячей переживают свои эмоции, чем взрослые, и богатство эмоций, их свежесть и подвижность, их сила и страстность кладут свою печать на все процессы в детской душе" . П работе "Об иерархическом строе души" Зеньковский убедительно показал иерархическое превосходство эмоциональной сферы над всеми остальными, указав, что причина тому — в укорененности чувств в духовной сфере, в тесной их связи с жизнью "сердца". Очевидно, что духовное созревание и насыщенность эмоций тесно соотнесены друг с другом.

В-четвертых, Зеньковский отмечает своеобразное значение в этот период функции воображения, которая в детстве играет огромную роль, хотя и сама находится в процессе развития. "Сфера воображаемого и сфера действительного рано опознаются ребенком, как две различные сферы, — но их связь и взаимозависимость, их отношение друг к другу прикрыты еще густым туманом… На этой именно основе, на чрезвычайной близости и неисследимости их перехода одной в другую основано чрезвычайно важное, можно сказать центральное явление в детской жизни, а именно, — игра". Во взгляде ученого, воображение есть одна важная особенность: он считает воображение функцией эмоциональной сферы, так как порождаемые им образы определяются не столько имеющимися представлениями и впечатлениями (которые есть только материал для фантазии), но состоянием чувств, эмоциональными переживаниями.

Переходя от анализа воображения к рассмотрению тесно связанного с ним психического явления игры, Зеньковский очень глубоко вскрывает значение этого явления в его самом широком значении: "Беря детство в широком смысле, как фазу, предшествующую зрелости, то есть захватывая сюда и юность, надо признать, что по существу игра во всех периодах детства занимает доминирующее место, хотя в форме своей игра меняется, симптоматически отражая те различные этапы, через которые проходим мы в созревании".  "В игре дитя устремлено к реальности, но свободно от ее давления, — и это не только важно для того, чтобы зреющие силы ребенка легко выступали наружу, — но важно для того, чтобы деятельность ребенка не имела характера труда. Игра есть свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке — поэтому в игре больше всего зреет активность ребенка, сознание и навыки своего творческого отношения к миру", — так переходит о. Василий к осмыслению духовной значимости игры. Таким образом, игра имеет первостепенное значение для детства в силу многообразия своих функций, — в игре формируются психо-телесные навыки, коммуникабельность и способы самовыражения, осваиваются коллективные и социальные роли, происходит эстетическое развитие и формируется навык творческого отношения к действительности. Но и больше того, игра тесно связывается с постепенным осознанием свободы: "В игре же впервые возникает и опыт свободы, — продолжает Зеньковский, — правда еще лишенный в значительной степени морального характера... Тот тип свободы, который открывается в игре... приближается к эстетической свободе" .

Основываясь на такой значительности игры для всего периода детства, центральности ее в развитии и созревании всех психо-телесных духовных функций, Зеньковский называет ее "одним из ключей" к психологии детства.

Но, как указывает ученый, существует еще один "ключ" к пониманию детского "поведения" и развития, для которого и игра является только вспомогательной функцией. Он говорит здесь о сильнейшем стремлении, свойственном всякой детской душе, проникнуть в сферу смыслов в мире, овладевать ими и жить ими. Все это говорит о важности религиозной сферы души для ребенка. 

В зависимости от духовного развития Зеньковский определяет следующие периоды:

1) грудной период;

2) раннее детство от 2,5 до 5,5‑7 лет;

3) второе детство от 5,5‑7 до 11,5‑13 (у девочек несколько раньше, чем у мальчиков);

4) отрочество от 11,5‑13 до 15‑16,5;

5) юность от 15‑16,5 до наступления зрелости.

Духовная жизнь с самого раннего детства движется широким потоком, но только постепенно входит в связь с эмпирией и научается выражать себя через нее - 1) в раннем детстве личность овладевает своей физической природой, еще не зная саму себя; 2) во втором детстве она осваивает свои отношения с другими личностями; 3) в отрочестве впервые открывает саму себя; 4) в юности осваивает, наконец, свободу (овладевает отношениями (к себе и другим личностям)) и готовится «поставить себя перед Богом».

Переходя к характеристики раннего детства как периода в духовной жизни детской личности, нужно отметить, что «дитя, конечно, наивно и в добре и в зле, моральное сознание еще не связывает добра и зла с волей, с свободным решением, но вкус ко злу (уже осознаваемому, как недолжное, но только не связываемому с чувством свободы) уже есть налицо» (В.В. Зеньковский). Это как раз не связано с наивным эгоцентризмом ребенка, который ведь не мешает ни развитию живого интереса к окружающему миру, ни простоте и серьезности обращения души к Богу. Свобода в ребенке есть, он фактически выбирает между добром и злом, но не сознает этой свободы. Существенной особенностью раннего детства является неосознанность своей собственной свободы, при наличии ее подсознательных актов.  Тайна свободы развернется позже, когда дитя сознает, что его влечения, желания и замыслы исходят от него самого. «В раннем детстве дитя уже свободно, но еще не ответственно, - это как бы прообраз святости, которая всегда свобода, но к которой некуда приложить момента «авторства» ( а потому и «ответственности») ввиду (окончательной уже) победы над темным началом и подлинной связи с Богом». Характеризуя это состояние равновесия внешней и внутренней жизни в ребенке до 5 лет, надо помнить о его неустойчивости. Однако именно это равновесие внешней и внутренней жизни в ребенке  определяет духовно-психологическую высоту ребенка, на которую указал Спаситель. Именно по причине отсутствия ответственности, по мнению ученного, сложился церковный обычай допускать детей к исповеди после 7-летнего возраста, когда моральное сознание переходит в новую фазу.

Говоря о моральном сознании в этом возрасте, важно учитывать влияние наследственности. Чистота и непосредственность детского сознания не только не устраняют «злых» влияний, но они-то именно и выдают их. Можно ли применять слово «злые» к той поре жизни, когда еще не сформировалось моральное сознание? Но если вдуматься  в ранние проявления зависти, гнева, эгоизма, жестокости, то приходится признать, что уже на первом году жизни у детей имеется какое-то элементарное, зачаточное моральное сознание в форме «морального чувства». Дети уже способны к моральной оценке и форме чувств. Моральная жизнь в ребенке начинается до формирования сознания. На реакциях окружающих людей, в отношении к ним ребенок впервые получает материал, на котором осознается – начало глухо и неясно – полярность лучшего и худшего, высшего и низшего. Социальная среда здесь важна как среда, в которой получают свое объективное выражение и завершение внутренние движения.        

Обобщая характеристику раннего детства как духовного периода, надо отметить, что самым ярким отличием его является парадоксальное сочетание духовного богатства и медленно возрастающей силы эмпирической психики. Духовная сфера ребенка свободна от давления эмпирии, а изначально двойственность в духовной сфере (другими словами поврежденность грехом) еще не имеет опоры в сознании и не может ослабить того света, который исходит от образа Божия в детской душе.

Период второго детства , как было сказано выше – это период овладения социальными отношениями.

Когда эмперическое сознание набирает свою силу, ребенок начинает осознавать свое «Я» не только физически, но и социально, когда оно становится самостоятельным центром души.  «То, что называют характером, как совокупность регулирующих сил, слагается уже в такой степени, что внутренний мир души в значительной степени теряет свое влияние на непосредственное самовидение и самочувствие. Когда приходит эта пора – начинается уже втрое детство, с которым уходит навсегда наивная целостность детской души» (В.В. Зеньковский).   Здесь можно говорить о «цензуре сознания», которая в силу активного развития эмперического «Я» вытесняет глубокие внутренние переживания за пределы сознания. В результате в ребенке в этом возрасте происходит духовный поворот к миру, стремление войти в мир, делает его привлекательным. При этом неизбежен отход от глубокой детской духовности. Но эта не значит, по словам В.В. Зеньковского «измену небу». В духовной жизни ребенка при его всецелом повороте к миру, нет ни отречения от неба, ни сознания того, что оно куда то удалилось.

Основные характерные черты « второго детства» - активная социализация ребенка, отражающаяся в играх, в его интересах, его характерная послушливость, стремление приспособиться к миру и людям, законам и порядкам окружающей среды. Это годы учения и подражания старшим (зачастую не взрослым, а старшим подросткам), пробы сил. Детского лукавства и храбрости. Происходит смена духовной установки. Наивный эгоцентризм заменятся реализмом и трезвостью.  Этот период является временем законничества, особой значимости моральной жизни. Если в раннем детстве проявлением духовной жизни для раннего детства является эстетическая сфера творчества, то во втором детстве духовная жизнь больше выражается через моральную сферу:  правила и законы, идея нормы, долга -  все эти черты моральной психологии определяются и оформляются во втором детстве.

 В связи с психологической спецификой этого периода наибольшее влияние на детскую душу будут оказывать жизненные образы религии. Хотя религиозное сознание теряет свою мистическую чуткость, зато оно становится источником для моральной жизни. Именно в этом возрасте дети особенно легко переходят к религиозной активности в разной форме: посещение храмов, прислуживание, соблюдение обрядов.

В этом  возрасте возможны духовные искривления. Личность ребенка в этот период является особенно хрупкой потому, что ее легко задавить, обладая свободой, она не до конца сознает ее смысл. В этот период ребенок легко допускает угнетение свободы, но ответная реакция может проявиться в отроческий период. Поэтому не следует особенно обольщаться послушливостью ребенка в этом возрасте, а внимательно подготавливать его к пробуждению функции моральной свободы, которая наступит в следующем периоде.

Подростковый период – время обращения личности к самой себе. Своеобразие этого периода характеризует интенсивное половое созревание, накладывающее отпечаток на все сферы развития подростка.  Самые сильные изменения в этот период происходят не столько  в физиологии, сколько в психической сфере. Период трезвости и погружения в порядок природы, социальной и моральной жизни заканчивается и подросток чувствует себя подхваченным неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает кудато-вперед, мутит волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. В качестве характерных черт поведения отмечается  противоречивые желания, гиперкритичность к себе и другим, капризное своеволие, упрямство и желание действовать вопреки правилам и подчас собственным привычкам.

В этом возрасте впервые пробуждается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, подчеркивание собственных желаний и мотивов. Это означает смену прежнего «стиля» духовной жизни, теперь душа вновь и как и в  раннем детстве чувствует себя перед лицом Бесконечности, которая однако, не вне ее, а в ней самой,  в таинственной глубине. Но эта бесконечность морально двусмысленна, та к как ребенок находит в себе «Начатки и страстных порывов к самопожертвованию, и начатки самого грубого и неприкрытого эгоизма» (В.В. Зеньковский).  Пробуждение самосознания подготовка к определению личностью себя перед Богом. Но в этом возрасте этому процессу мешает то, что душа не понимает собственных «пределов», она только учится видеть и осознавать саму себя.  Это состояние духа определяется полным внутренним отрывом от реальности, пьянящим ощущением собственной свободы, границы которой еще не известны. И весь тот небольшой опыт саморегуляции, который накапливался в течение второго детства, часто оказывается недостаточным. Этот период характеризуется еще и «цветением пола». По словам Зеньковского наступает расщепление сексуальности и эроса.

Несмотря на пробуждение самосознания, обращение личности к Богу в этом возрасте затруднено прежде всего тем, что вся внутренняя жизнь «мистичность» подросткового возраста оказывается в плену необычно развивающегося в этот период воображения, которое по святоотеческому учению, препятствует обращению к Богу, подменяя божественные наития собственными мечтаниями. «Отрочество религиозно пусто, пишет о.Василий Зеньковский, хотя очень мистично – но мистикой земной, даже подземной, но отнюдь не небесной. Религиозные рассуждения, в которых идет та же игра, как и всюду в этом возрасте, могут быть пусты мили серьезны, глубоки или поверхностны, но увы – они нереальны…»

Самым важным «приобретением» отроческой поры, несмотря на все ее бури и коллизии, есть возвращение к своему внутреннему миру с ощущением пугающей глубины в самом себе. В таком испытании дается первый опыт силы природы в нас самих, природы, предлежащей со временем для овладения личностью.    

Юность синтетически соединяет в себе все предыдущие периоды, как бы обобщая период развития, становления личности, раскрытия образа Божия в ней, чтобы затем дать возможность личности вступить в новую фазу жизни – зрелость. В юности душа обретает свободу. «Личность, - как свидетельствует В.Зенькоского, - действительно уже овладевает даром свободы, ибо ни физическая, ни социальная, ни моральная сила и традиция уже не стоят на ее пути к свободе. В юности дар свободы достигает полноты субъективного и объективного своего созревания». Однако свобода в юности носит скорее, интуитивный характер, редко сознается как Божий дар. Для юности в отношении свободы предлежит важная задача. В юности личность окрепла, выявилась, но это раскрытие обнаруживает всю силу греховного обособления. В этом возрасте личности особенно свойственна духовно-социальная слепота. Ограниченность юности, так как она редко сознает Источник своих сил, своего творческого вдохновения. Слепота юности есть трагическое следствие проявляющегося в этом греховного повреждения: когда личность, томясь о Бесконечном, о Возвышенном и Прекрасном, не знает, не чувствует, что Благо ее – в Боге.

Эта слепота никак не может быть устранена через интеллект, юная душа должна видеть, почувствовать себя в Боге. Юности нужно не религиозное образование, ей само спасение.

Более детальная характеристика возрастных особенностей духовного развития личности представлены в таблице.


Возраст

Формирование

Психо-

Развитие

Отношение к

Религиозность,

Советы педагогу в работе

 

личности

Физиология

интеллекта, высших чувств, творческих способностей

семье, окружающим,
к миру, нравственность

отношение к церкви

методы и формы

содержание

Ранее детство
(5-7 лет)

·  Интуиция целостности Бытия и Смысла в нем;

·  Чувство Бога-Творца

·  Самоопределение в отношении к Богу не достигает сознания

·  Эстетическое восприятие мира

·  Развитие координации

·  Преимущество эмоциональной сферы

·  Хорошая память

·  Игра как способ познания и ориентации

·  Моторная потребность

·  Интерес ко всему

·  Большая роль воображения, границы реальности размыты

·  Вживание в смысл

·  Установление простых причинных связей

·