"Кто найдет добродетельную жену?"


    Еще древний писатель "Притч" в наставлениях своих подчеркивал, что цена добродетельной жены "выше жемчугов" (Притч 31, 10), давая этим понять, что уже в его время счастливый брак был уделом немногих. И указывал на подателя семейного блага: "Разумная жена - от Господа" (Притч 19, 14).
Брачное счастье так трудно достижимо именно потому, что брак - это путь спасения и, как каждый путь к святости, требует подвижнического горения духа, способности к творчеству и поиску своих, неповторимых действий, иногда со стороны кажущихся безумием или даже обманом. Внутри брака и юродство иногда необходимо (ради сохранения мира в семье приходится выглядеть небезукоризненно умным или закрывать глаза на слабости супруга, дабы не отрезать любимому человеку путь к исправлению и покаянию), и самоумаление, когда супруги жертвуют своим "Я" ради друг друга.
    В браке есть место и мученичеству - в виде перенесения скорбей, обид, психологических трудностей, непонимания, разности жизненных устремлений, иногда - буйства и неразумного поведения одного из супругов.
    Брак - это и поле для совершенствования в горячей молитве; это и своего рода уход в монастырь своей семьи: отказ от многих форм общения с друзьями, с обществом во имя семейных обязанностей. И так как все эти действия для человека спасительны, то брань врага спасения на брак начинается задолго до того, как человек предстанет со своей невестой пред аналоем.
    Ничему так не противится тьма, как любви, - вот и разгадка того, почему истинная супружеская любовь так редко встречается.
    Конечно, основа успешного выбора спутника жизни - в правильном родительском воспитании и - прежде всего! - в молитве родителей о браке своих детей. Но прежде чем приступить к советам родителям и учителям по проблемам брака наших детей, обратимся к самим невестам и женихам и к тем, кто еще только задумывается над созданием семьи.
    Много препятствий на пути к любимому человеку. Как устранить хотя бы самые главные из них, как не попасть в ловушку?
    Давайте попробуем разглядеть врага, которого зовут "дух времени". Это дух, который формирует временные пристрастия и увлечения человечества и заслоняет главное. Как часто он и она видят друг в друге только внешнее, а то внутреннее богатство, которым одарил их Господь, остается незамеченным...
    Романтический идеал избранника, который привит нам литературой и искусством, это часто идеал гордости и эгоизма. Избранник в нем - воплощение плотских стремлений, супермен в мужском обличье и страстная дива в женском. Идеал христианский чувствами воспринимается тяжелее. Чтобы почувствовать его непреходящую красоту, необходимо перевоспитание не только мыслей и помыслов, но и вкуса - этического, эстетического, музыкального, художественного. И даже перевоспитанный вкус женщину (девушку) высокого духа воспринимает первое время как несомненную ценность, но ценность отчужденную, которую трудно представить хозяйкой дома и матерью.
    Современный дух времени не оставил мужчине поля для воспитания чувств, прежде всего чувства брачного; оно формируется в миру на грубо чувственной основе. Современному мужчине трудно дается общение с женщиной, у него неправильно сформировано отношение к браку. Брак истинный - это ежедневное и ежечасное исполнение долга, обязанностей перед тем целым, которое носит название семьи. Радость и глубокое удовлетворение, наступающие по исполнении долга, - вот счастье брака, которое дополняется огромной внутренней работой над углублением взаимопонимания, над постижением тайны личности супруга.
    Это глубокое духовное проникновение в строй чужой души рождает ту любовь, во имя которой Церковь венчает брак и символом которой являются обручальные кольца, - любовь к душе супруга как к единственной в своем роде, неповторимой и дражайшей в своей уникальности персоне, личности, ипостаси человека, с которым живешь изо дня в день. В этом чувстве любящие постигают суть творения: единое человечество, как единый Адам, единый человек во множестве ипостасей в вечном Богообщении.
    На человека, тем более на будущего спутника жизни, нужно смотреть реально, трезво, без мечтаний. Прельщает и уводит от реальной жизни и слишком завышенный церковный идеал: необходимо видеть свое место рядом с этим идеалом и не требовать святости от близких. А самое главное - не мечтательно, а в реальности исполнять заповедь Христа о любви к ближнему как к самому себе. Ведь если бы мы воспитали в себе умение любить реального, а не воображаемого человека ("мальчика моей мечты"), то увидели бы, что живой человек всегда разнообразнее, непредсказуемее и всегда теплее идеала.
    Тогда бы мы поняли, что найти по сердцу друга гораздо проще, чем мы думаем; надо только угождать человеку, к которому появилась симпатия, предупреждать его желания, изучить и полюбить его привычки, снисходительно относиться к его недостаткам и не сравнивать свои достоинства с его прекрасными качествами. Надо делать то, чего требуют долг и обстоятельства. И если вы способны перешагнуть собственную трусость и пойти на решительные изменения жизни, добиться перерастания симпатии в любовь, то, конечно, общий тихий дом и крик первого ребенка не за горами.
    Главное, помнить, что стереотипы - такие же страшные враги, как и обычные пороки. Стереотипы, привычные или выдуманные схемы поведения, заслоняют от нас ту драгоценную реальность, в которой живем мы и только мы.
    Святые - лучший пример совершенно неожиданных действий, противоречащих общепринятым правилам. Блаженная Феврония женила на себе князя Петра, и мы не высмеиваем ее за это, а почитаем. Потому что там, где есть любовь, она покрывает недостатки любимого и делает за него то, чего тот не может сделать сам. Князь Петр часто проявлял малодушие перед Февронией, а она вместо упреков в малодушии и презрения к его слабости помогала силой своего духа преодолеть искушение. Жена Николая II, Александра Феодоровна, закончила европейские университеты и была профессиональным философом и богословом - это ничуть не смутило Ники, будущего императора, не имевшего такого образования. Он истинно любящим сердцем понял, как холодно и одиноко его умнице Аликс в мире и как она нуждается в теплоте семейной любови. Аликс была его вершиной - он не побоялся вступить в бой за покорение этой вершины. Он совершил подвиг любящего - терпеливо ждал 7 лет, не отступил под натиском царственных родителей; устоял перед искушением склониться перед волей умирающего отца, не побоялся взять в жены больную ревматизмом девушку; не отклонился от принципов полного согласия с женой под давлением насмешек света. Он боролся за свое счастье, как настоящий царь, - и молитвой и действием; и главное - он победил саму Аликс, которая была настолько идеалистична, что по религиозным мотивам могла отказаться от брака, - Ники привел ее к Православию. И он не постеснялся учиться у нее силе воли и выдержке; сумел вынести упреки в том, что находится якобы под каблуком у жены.
    Есть и еще один тип искушений, возможно, еще более серьезных, чем стереотипы "духа времени". Это попытка применить древние высокие благочестивые традиции без учета условий современного состояния души. По отношению к браку это прежде всего попытки родителей найти детям спутников жизни без учета склонностей и симпатий своих чад. К сожалению, современный человек очень горд и эгоистичен. Его душа чаще всего не способна полюбить человека только за то, что он соединен с ним узами законного брака. Трагичны попытки девушек вести монастырский образ жизни до брака и ждать жениха, избегая всякого общения с молодыми людьми. Вероятность того, что ее в безвестности найдет юноша, мечтающий о жене-монастырке, ничтожна. Протоиерей Иоанн Мейендорф и Василий Зеньковский считают, что в период жениховства и невещения некоторого рода невинная свобода общения между полами неизбежно присутствует, иначе не было бы и возможности для знакомств, без которых не бывает и браков.

Елена МОИСЕЕВА
"Вера"





   Зміст розділу      || Обговорити на форумі||  На головну